andrey0100

Category:

"Современные ценности". Почему новые фильмы о войне вызывают ощущение фальши. Продолжение

В предыдущей публикации я делал акцент на визуальной составляющей многих сегодняшних фильмов и сериалов о войне. Прилизанная "красивая" картинка, гламурные актеры с внешностью завсегдатаев СПА салонов и веллнесс-клубов, новенькая форма в окопах на передовой, девушки при полном макияже, с выщипанными бровями и подтянутым овалом лица.

Сейчас хочу рассмотреть другой аспект - тенденцию к облагораживанию и даже гуманизации врага. Мол, живем в век толерантности, не все немцы были эсэсовцами, расстреливали детей, женщин и стариков и выжигали деревни вместе с жителями.

Но здесь есть важный момент - даже если вы сейчас такие "толерантные", вы снимаете фильмы о Войне, когда не было никакой "толерантности". Тогда было - сколько раз увидишь, столько раз и убей! Поэтому когда сегодня я вижу чуть ли не рыцарское отношение противников друг к другу, "уважение", "благородных" соперников, мгновенно теряю всякое доверие к такому "продукту терпимости".

"Вариант "Омега" (1975)
"Вариант "Омега" (1975)

"Вариант "Омега" (1975)

Время не стоит на месте, и карикатурные "фрицы" из фильмов 40-х стали анахронизмом уже начиняя с 50-х, когда врага стало принято изображать серьезным и умелым противником. Взять хотя бы Шлоссера из сериала 70-х "Вариант "Омега", схватка с которым - высшее мастерство, смертельный риск. Такого можно держать за серьезного соперника - но вряд ли кому-то в нашем военном кино пришло в голову облагораживать нацистов. Не говоря о том, чтобы в духе "общечеловеческих ценностей" чуть ли не ставить фашистов и красных на одну доску - мол, все люди и все похожи.

"Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011)
"Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011)

"Утомленные солнцем 2: Цитадель" (2011)

А вот как показаны фашисты во многих эпизодах "Утомленных солнцем 2"...

Известная сцена потопления баржи с огромным красным крестом. Асы люфтваффе не хотят бомбить корабль - там же раненые и гражданские! Конвенция запрещает! Попугаем и пропустим - мы же не эсесовцы, а благородные пилоты! И только "провокация" со стороны советского солдата "вынудит" летчиков "нехотя" уничтожить судно со всеми его пассажирами!

Развязка "эпопеи" - офицеры вермахта не "могут смотреть", как будут расстреливать толпы безоружных гражданских, которых пригнал к "цитадели" коварный Сталин! Они, видите ли, солдаты, а не палачи!

"Сталинград" (2013)
"Сталинград" (2013)

"Сталинград" (2013)

Еще один блокбастер - кассовый чемпион "Сталинград" Федора Бондарчука. И тоже с "современным" мышлением. Враг, персонифицированный в лице капитана Кана, - неплохой парень. Крутит роман с местной блондинкой, сетует, что русские варвары сделали его плохим, ибо воюют не по правилам, не в белых перчатках.

"Сталинград" (2013)
"Сталинград" (2013)

"Сталинград" (2013)

Показателен эпизод, в котором советский снайпер, у которого фашисты вырезали всю семью, убивает немецкого солдата, вышедшего за водой. Капитан Громов, участник всех войн от Халхин-Гола и Финской, впадает в истерику! Даже звери, мол, не убивают друг друга на водопое! Как некрасиво, как неблагородно!

Ну а финальное противостояние Громова и Кана - что дуэль из вестернов, рыцарственный поединок двух достойных противников.

"Чистое небо" (1961)
"Чистое небо" (1961)

"Чистое небо" (1961)

Возьмем трагическую тему концлагерей и военнопленных. Помните потрясающе эмоциональный монолог Евгения Урбанского из "Чистого неба"? Когда он рассказывает, как после побега собаки рвали на нем мясо?

"Судьба человека" (1959)
"Судьба человека" (1959)

"Судьба человека" (1959)

Другой фильм - и легендарный эпизод с "Я после первого стакана не закусываю". Бондарчук-Соколов одерживает морально победу, потому что не боится смерти, потому что унизиться и выпить за победу германского оружия он не может, а за "свою погибель" - пожалуйста!

"Т-34" (2018)
"Т-34" (2018)

"Т-34" (2018)

И как снова не вспомнить кассовый блокбастер "Т-34"! Вот узники лагеря смерти с 3-летним "стажем". Про внешний вид мы уже говорили. А теперь по сути. Видели хронику из освобожденных концлагерей? Смотрели "Список Шиндлера"? Так вот - это бесстыдный поклеп на немцев.

На герое Урбанского собаки рвали мясо, а после "семи побегов" (!!!) персонаж Александра Петрова не только не подвергнут мучительной казни - а отлично выглядит, публично дерзит коменданту лагеря и отделывается ударом палкой. У фашиста заклинило пистолет - повезло тебе, парень. Мы, тевтоны, воюем по правилам. Два раза не расстреливаем! Тут не НКВД!

"Т-34" (2018)
"Т-34" (2018)

"Т-34" (2018)

Еще нагляднее сцена распития коньячка в "апартаментах" нациста Ягера, замысленная, видимо, как hommage шедевру Бондарчука-старшего. Только в "Судьбе человека" показана сила духа несломленного русского человека. А что в "Т-34"? В интимной обстановке "танкисты" чуть ли не по-дружески выпивают, вспоминают прошлое. Николай! Можно я буду тебя так звать? А я Клаус, практически Николаус, то есть Николай. Странно, что эсесовец не предлагает побрататься - ведь это диалог двух воинов, достойных уважения. Герой Петрова, правда, привычно хамит, но хамство "теряется в переводе", так что встреча заканчивается на дружеской ноте.

"Т-34" (2018)
"Т-34" (2018)

"Т-34" (2018)

Апофеоз благородства - финал! Клаус предлагает почти "побратиму" Николаю рыцарский поединок на танках. Не вызывает подмогу, а именно предлагает дуэль. Рукопожатие красного с поверженным фашистом закономерно в карнавале толерантности. Тут не казнят после 7 побегов, девушек выпускают "погулять" по окрестностям лагеря смерти, распивают с пленником элитный алкоголь - почему бы напоследок и не пожать руки?

"Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010)
"Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010)

"Утомленные солнцем 2: Предстояние" (2010)

В этой публикации я намеренно сфокусировался на трех самых громких блокбастерах о Великой Отечественной последнего десятилетия. Чтобы показать, что "облагораживание" врага - не удел дешевых сериалов с неглавных телеканалов или дешевой кинопродукции. Все три фильма - это высокий бюджет, всевозможные привилегии в прокате, звезды первой величины, государственная поддержка.

В этих лентах немецкий танкист раздает шоколадки и доброжелательно просит кремлевского курсанта посторониться. И давит его гусеницами не со зла - "сам виноват", кто ж штыком против танка! Фашистский солдат "потрясен" расстрелом цыганской семьи ("Ты что, эсесовец?!"). Фашисты любят русских девушек, сетуют на не джентльменский характер войны, выпивают с советским солдатом - прямо сплошные тевтонские Айвенго.

"Акция" (1987)
"Акция" (1987)

"Акция" (1987)

Возможно, мне мешает "современно" мыслить возраст - ребенком, с 70-х, воспитывался на советском военном кино. И вот, кстати, не самый великий фильм "Акция" - отлично показан сильный и коварный враг. Только в "Акции" ему ручек не пожимают и уважения не выказывают. И такой подход я понимаю.


Маркетинг рулит. Почему новые фильмы о войне вызывают ощущение фальши. Продолжение-2.

В предыдущих попытках проанализировать, почему современное кино о войне не вызывает доверия, мы рассмотрели, во-первых. физическое несоответствие молодых звезд типажам военной эпохи и во-вторых, нехарактерное для времен войны "облагораживание" врага.

Пришло время третьей причины - а именно маркетинговой природы нынешнего кинематографа. Сегодня блокбастер - это не столько "произведение", сколько "продукт" шоубизнеса, который нужно грамотно "упаковать" и "продать" целевой аудитории. Что имею в виду?

Представьте, что какой-нибудь тогдашний "продюсер" доброжелательно подсказал бы фронтовику Ростоцкому, что, мол, неплохо вместо менее известной Остроумовой позвать на роль Женьки Камельковой Светлану Светличную. А что? Красавица, фигура - закачаешься, после "Бриллиантовой руки" мужики с ума сходят. А какой хайп вызвала бы сцена в бане - "Светличная сделала ЭТО снова!". Думаю, ответ Станислава Иосифовича был бы предсказуемым.

"А зори здесь тихие..." (1972)
"А зори здесь тихие..." (1972)

"А зори здесь тихие..." (1972)

Тот же "маркетолог" мог бы посоветовать и насчет старшины Васкова. Ну что за герой? Деревенский увалень, не красавец, никакого "сексапила". Но Ростоцкому нужен был именно Андрей Мартынов - обычный русский мужик, из тех, на которых земля держится. С рукой величиной с лопату, который в опасный момент может перерезать немцу горло и слушать, как булькает кровь. И никакой продюсер не заставил бы лишившегося ноги ветерана Ростоцкого взять на роль Васкова модного "секс-символа".

"Они сражались за Родину" (1975)
"Они сражались за Родину" (1975)

"Они сражались за Родину" (1975)

Или представим, что в "Они сражались за Родину" Бондарчук поменял бы неказистого помятого Шукшина и полноватую Федосееву на молодых красавцев, да еще снял бы любовную сцену в хате, и наутро она ему клялась, что будет ждать. А что, зритель любит красоту и любовь!

В лучших советских фильмах о войне мы такой "маркетинг" представим с трудом. Сегодня - при продюсерском кинематографе - очень даже спокойно. Простите, что снова вспоминаю "Т-34" - но этот фильм слишком ярко характеризует время. Так вот - на роль героя прямо напрашивается крепкий мужик с физикой молодого Балуева, чтобы зритель верил: такой мог выжить в аду 3 года и сохранить ум ясным, а силы крепкими. Почему же в этой роли субтильный Саша Петров? Потому что он самый модный молодой актер. Потому что фильмы с его участием собрали сотни миллионов (все части "Гоголя") и даже миллиарды ("Притяжение", "Лед"). Потому что снимался в рейтинговых сериалах "Метод" и "Полицейский с Рублевки". Потому что - медийное лицо. Потому что его любят девочки.

"Битва за Севастополь" (2015)
"Битва за Севастополь" (2015)

"Битва за Севастополь" (2015)

Современные продюсеры не скрывают, что переняли голливудскую модель - сконструированные по "лучшим практикам" сценарии, "кассовые" актеры (bankable stars), социологические опросы потенциальных потребителей (простите - зрителей). Фокус-группы и тестовые предпоказы - вполне распространённая практика. Целые отряды продюсеров и маркетологов продумывают концепцию фильма, а потом "тестируют" ее на людях.

Что такое фокус-группа? Собирают 8-10 человек, не профессионалов, не драматургов или режиссеров, а обычных людей с улицы. И те начинают с помощью ведущего-модератора обсуждать будущий фильм. Художественный "вклад" домохозяйки нетрудно предугадать. Все погибают? Слишком мрачно, я деньги плачу, чтобы в выходные мне под попкорн и пивко сделали "приятно". Герои должны быть молодыми, красивыми, стройными и ухоженными - тоже приятными. Обязательно - любовь. И, конечно, Саша Петров - он жа такой милый в "Притяжении" и на "Льду"!

"Сталинград" (2013)
"Сталинград" (2013)

"Сталинград" (2013)

Под стать фокус-группам и тестовые просмотры, когда более или менее законченный фильм до премьеры показывают аудитории и затем анкетированием и интервью собирают отклики. Если что-то не так - можно перемонтировать или даже доснять/переснять. Вот, собственно, одна из причин, почему наши военные блокбастеры так похожи один на другой. Герои - стильные парни с эффектом легкой небритости. Героини - хоть сейчас в модный журнал. "Картинка" - красивая, даже разбитый до основания Сталинград чудо как хорош в нашем исполнении. Не надо ужасов. Насилия и крови - в меру. Трагический финал - под запретом. Если "пять отцов" все погибают - то мать и дитя однозначно должны уцелеть. Не надо травмировать зрителя, вдруг попкорном поперхнется.

"Разведчицы" (2013)
"Разведчицы" (2013)

"Разведчицы" (2013)

Прошу заметить - ни один из упомянутых в трех публикациях фильмов или сериалов я не назвал плохим. И правда - откровенной мерзости типа "Гитлер капут" среди них нет. Авторы точно старались и не халтурили.

Я никак не могу обвинить Бондарчука-мл в том, что "Сталинград" - на коленке сделанное кино. Я не могу сказать, что режиссёр Сидоров не справился с техническим исполнением "Т-34". Что плохо играет Юлия Пересильд в "Битве за Севастополь".

Просто для меня, выросшего на советских фильмах о войне, это уже "другое кино". Кино для молодых, которые идут в мультиплексы, чтобы приятно провести время, пожевать попкорн, попить пива. Патриотический аттракцион со спецэффектами,"позитивные эмоции" без потрясений. Кого-то убьют, но в целом-то мы победим?


Источник

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic